Интересный обычай был на Руси, где внебрачных детей именовали «крапивными», «крапивниками» или вовсе «крапивным семенем». Но откуда взялась такая практика? Почему именно с крапивой был связан факт внебрачного зачатия и родов?
(Кстати, у нас теперь есть Телеграм-канал — там еще больше интересного, подключайтесь!)
Упоминание «крапивности» таких детей есть в монографии «Военный фактор в повседневной жизни русской женщины в XVIII-начале XX вв.» Павла Щербинина. Его слова о пренебрежительном отношении к незаконнорожденным подтверждает и Ирина Шустрова в своих «Очерках по истории русской семьи Верхневолжского региона в XIX-начале XX века». Последняя чаще упоминает выражение «крапивное семя».
Подобное же сравнение есть в польском и чешском языках, не только в русском. Как пишет Ирина Кюршунова в своем «Словаре некалендарных личных имен, прозвищ и фамильных прозваний Северо-Западной Руси XV-XVII вв.», «крапивник» соответствует «pokrzywnik» в Польше и «koprivnik» в Чехии. Наши же предки говорили, что «крапивник — значит, в крапиве рожден».
По мнению Виктора Виноградова, написавшего труд «Лексика и лексикография», понятие «крапивник» появилось из-за того, что крестьянки подкидывали детей в крапиву. Интересно, что все внебрачные связи на Руси также были связаны с крапивой — например, «в крапиве женился». Вообще, крапиву широко применяли в народной медицине, но она всегда была связана с чем-то очень неприятным, отсюда и прозвище детей, которые ни в чем виноваты не были.
(По материалам сайта rambler.ru)