Народные сказки принято читать детям, но детские варианты, что знает не каждый взрослый, очень приглажены и причесаны. Все для того, чтобы малыши не пугались. А оригиналы настоящих народных сказаний почти всегда содержат шокирующие моменты.
(Кстати, у нас теперь есть Телеграм-канал — там еще больше интересного, подключайтесь. И суперканал с мемами Бывший прислал — подписывайтесь, тут весело!)
Например, если прочитать Золушку, можно наткнуться на эпизод, в котором ее злые сестры отрубают себе топором пальцы, чтобы влезть в туфельку. А в нашей отечественной «Курочке Рябе» после разбивания золотого яичка на планете случается Апокалипсис. Но почему такие сказки пугают и могут шокировать неподготовленного читателя?
Самую популярную версию подобного явления озвучил ученый-фольклорист Владимир Пропп, который в многочисленных трудах продвигал гипотезу о том, что народные сказки являются памятью о древних обрядах. Это была даже «тень» прошлых воспоминаний, которые передавались из поколения в поколение.
Для европейцев же, уверен Пропп, характерны обряды инициации с тяжелыми испытаниями для детей и подростков. Это символический переход ребенка из детского состояния во взрослое, уход от животной сути и переход к человеческой. Инициация всегда связана с как минимум дискомфортом. И как максимум с нешуточными страданиями.
Очень часто предки современных европейцев оставляли детей одних в отдаленных местах и в крайне не комфортной обстановке. С ними как бы случалась символическая смерть и возрождение в другом состоянии. Отсюда огромное количество страданий, выпавших на долю детей в сказках. То и дело их заводят в лес и бросают там, или отправляют туда, не знаю куда, для выполнения трудного задания.
Есть объяснение и довольно людоедским действиям российской Бабы-Яги, которая во многих сказках засовывает детей в печь. Некоторые исследователи полагают, что сюжет этот отражает практику древних знахарок, помещавших хворых или больных детей в остывающую печь. Там ребенок должен был набраться жизненных сил.
(По материалам сайта Дзен-канал «Кириллица»)






