Если ваше отрочество пришлось на перестроечные времена, вы наверняка смотрели телепередачу «Марафон-15» и помните ее ведущих: Сергея Супонева, Жору Галустьяна и Лесю Башеву. Программа, ставшая для советского ТВ настоящим прорывом, просуществовала до 1998 года. Зрители выросли, проект закрылся, а что стало с его звездами?
(Кстати, у нас теперь есть Телеграм-канал — там еще больше интересного, подключайтесь. И суперканал с мемами Бывший прислал — подпишись, тут весело!)
Сергей Супонев трагически погиб в 2001 году, упав со снегохода, Леся Башева давно трудится за кадром то на одном, то на другом канале, а Георгий Галустьян теперь живет в Канаде. Он рассказал о создании культовой передачи и о своей нынешней жизни.
В конце 1980-х Супонев оканчивал журфак МГУ и уже работал на ТВ, Галустьян, его друг и однокурсник, помогал ему. «Я мотался как внештатный автор и волонтер, больше похожий на оруженосца Сергея. Помогал ему на монтажах и озвучках, искал материалы для сюжетов. Меня даже дважды отправляли в командировки, потому что ехать было некому. И при этом упорно не хотели зачислять в редакцию», – вспоминает он.
В 1988 году детской редакции ЦТ выделили полтора часа по воскресеньям под передачу для подростков под неуклюжим названием «Детская информационно-публицистическая программа». К тому времени у Сергея уже была идея: дайджест из 15 коротких сюжетов на совершенно разные темы. Более того, он сделал 45-минутный пилотный выпуск и представил его начальству под названием «Марафон-15». Эта работа стала его дипломным проектом.
Советским теленачальникам предложенная Супоневым концепция показалась слишком революционной, да и хронометраж не соответствовал заданному, поэтому решили разбить «Марафон-15» на три части по 15 минут, разбавить их другими материалами и все объединить сквозным ведением. В таком виде передача выходила в 1989 году под вышеупомянутым казенным названием.
Сначала программу поручили самому авторитетному режиссеру отдела Людмиле Орловой, потом бразды правления передали Светлане Прудовской. Она дала своим подопечным больше свободы, и это положительно сказалось на популярности их детища. «В то время оценивали рейтинг по количеству присланных писем. На «Марафон-15» они приходили мешками, потому что мы часто делали конкурсы с призами. Руководству же мешки нравились. Мне кажется, что отчасти из-за этих писем нам в работе многое позволяли», – объясняет Жора.
В своих письмах зрители называли передачу «Пятнашкой», и с 1990 года она стала официально выходить как «Марафон-15». «С этого момента начался недолгий этап программы, где ведущими были только мы с Сергеем. А весной 1991 года в наш коллектив «органично влилась» Леся Башева», – продолжает Галустьян.
У него не было состояния, которое принято именовать шаблонным «проснулся знаменитым». Свою славу Жора осознал при комичных обстоятельствах: «В августе 1991 года я пошел на рынок купить мясо. Неожиданно на мои плечи ложится чья-то тяжелая рука. Оборачиваюсь и вижу дышащего перегаром громадного мужика в окровавленном переднике. «Жорик (пик), че ты в гнилье роешься? (пик), – обращается ко мне красная физиономия. – Двигай со мной в подвал, я тебе такую вырезку сделаю. Посидим (пик), выпьем (пип-пик-пик)…Ты че менжуешься? Там все свои». Именно на словах «там все свои» я и понял, что пришла «истинная слава».
Примерно с той поры последовала череда событий, заставивших телезвезду задуматься о кардинальных переменах в жизни. Распался СССР, умерла мама, уехала в Америку «мать» «Марафона-15» Светлана Прудовская. «После того, как я в 1991 году лишился мамы, Светлана Прудовская во многом «усыновила» меня. Она и Виктор Александрович (муж) были и остаются для меня близкими родными людьми. Их отъезд изменил многое», – говорит Галустьян.
После закрытия передачи Георгий эмигрировал. Сначала жил в Торонто, работал на русскоязычном канале, потом перебрался с семьей в старенький фермерский домик в 160 километрах от города. «Я «сегодняшний» – счастливый муж и отец четверых детей. Моя семья для меня – самое главное», – заявляет Галустьян.
Бывший телеведущий очень скучает по родине, но бывает здесь нечасто. Российское ТВ иногда смотрит, чтобы быть в курсе, но восторга оно у него не вызывает. «Одинаковые ведущие с одинаковыми полуистерическими интонациями заходятся, обсуждая одинаковые темы, а одинаковые зрители в студиях по команде аплодируют или смеются. В общей массе телебратия честно зарабатывает на скандалах, эпатаже, унижении человеческого достоинства. Уже давно потеряна культура речи и беседы, никто никого не слушает, все друг друга перебивают, чтобы успеть до рекламной паузы втиснуть в единицу времени максимальное количество ничего не значащих слов. Царит вопиющее невежество и патологическая самоуверенность», – возмущен Галустьян.
Он вообще не видит будущего у традиционного телевидения. «Оно зашло в тупик. Особенно это заметно рядом с развивающимся интернет-вещанием. Доступность телеоборудования превратила каждого, кто сидит за компьютером, в потенциального продюсера, автора, ведущего. Самое главное – содержание и смыслы, а не наличие спецэффектов», – уверен Георгий.
(По материалам сайта teleprogramma.pro)