Средневековая культура с ее атрибутикой, колдовством, охотой на ведьм, казнями и многим другим является популярным мотивом современности. Об этом времени написаны тома и тома книг, в которых излагаются факты, не всегда достоверные.
(Кстати, у нас теперь есть Телеграм-канал — там еще больше интересного, подключайтесь!)
Мифов о культуре загадочного Средневековья множество. Например, тот факт, что вся средневековая Европа боролась с ведьмами. В Саксонии, где издали капитулярии Каролингов, было вовсе запрещено убийство женщин, подозреваемых в колдовстве. Саксонцы полагали подобные расправы языческим преступлением и языческим суеверием, так как никакого колдовства вовсе не существовало, а вера в него считалась нереспектабельной и уделом малообразованных людей.
На этом фоне и в то же время, когда издали капитулярий, существовали представители духовенства, верящие в довольно фантастические, магические вещи. Так, епископ Лионский Агобард издал трактат, в котором он рассказывал о живших в прошлом погодных магах, способных начинать штормы. Таких колдунов Агобард называл моряками «с земель, расположенных на облаках».
Суды над колдунами были одинаковы во всем Средневековье – еще один миф. В XIV веке казни магов заметно отличались от расправ в XVI и XVII веках. В начале охоты на ведьм казни были единичными, то есть сжигали отдельно взятых дам и поодиночке. Позднее казни стали массовыми, инквизиторы сжигали признанных колдунами людей массово. В XIV веке исключением являлась только Франция в период правления Филиппа Красивого, лояльного к кровавому ордену Тамплиеров.
Священники, преследовавшие колдунов, сами чурались магии – снова миф. В библиотеках многих знаменитых монахов – например, святого Августина из Кентербери – часто находились так называемые «волшебные» тома. Тот же святой Августин использовал подобные книги для вызова духов, а магические ритуалы практиковал в тесной связи с обрядами христианства. В Англии XII века священнослужители практиковали ритуалы плодородия, когда из молока, меда, масла, трав и святой воды готовили средства, призванные повысить урожай. Такие ритуалы обычно сопровождали чтением страниц Библии.
Средневековые колдуны также разделялись на так называемых профессионалов и любителей «низкого» жанра, которых можно назвать лишь шарлатанами. Подобные маги практиковали обычные фокусы на основе ловкости рук.
Исследователи колдовства в Средневековье выделяют в отдельную касту магов из Норвегии. Мало кто знает, но эти люди были обособлены от остальных европейских коллег, и в Норвегии их никто даже не пытался жечь. Такие маги практиковали местное направление древненорвежской магии – сейор, в котором использовались средневековые руны. В норвежских сагах почти нет образа колдуньи, сейор практиковали лишь мужчины, которые под влиянием магии теряли мускулинные черты и переставали быть воинами.
Оказывается, средневековые богословы не чурались астрологии, считавшейся легальным методом предсказания будущего. Вельможи, просто богатые люди и даже короли часто обращались к священникам-магам, преуспевшим в этой науке. Здесь необходимо разоблачить еще один миф о том, что функции инквизиторов с непосредственными пытками и убийствами выполняли именно представители духовенства. В середине XIII века папа Александр VI вообще заявлял о невозможности расследования священниками случаев колдовства. Как правило, колдунов на чистую воду выводили представители светских властей.
(По материалам сайта passion.ru)