Эти истории могут послужить готовым сценарием для самых захватывающих фильмов: только вообразите — самолет пропал в небе и не был найден. Разве такое возможно? Ведь в случае крушения должны быть какие-то доказательства: обломки, сообщения в центр управления полетами. Но нет, истории исчезновения, о которых мы вам поведаем, не такие. Эти самолеты словно покинули наше измерение, не оставив следов.
(Кстати, у нас теперь есть Телеграм-канал — там еще больше интересного, подключайтесь!)
Сегодня сетью радиолокации покрыт весь земной шар, каждый самолет всегда на виду. Однако, есть немногочисленные «слепые места», в основном над океаном, где самолет может ненадолго исчезнуть со всех наземных радаров. Но обычно самолет пропадает буквально на считанные минуты. И даже тогда самолеты «видят» тысячи спутников на орбите планеты. Кажется факты налицо: самолет не может просто взять и исчезнуть. Однако это происходило, и не единожды.
В августе 1947 года пропал турбовинтовой самолет британской компании Avro Lancastrian под названием Star Dust («Звездная пыль»). Он следовал из Буэнос-Айреса в Сантьяго. Все шло по плану. Но вдруг бортовой радист передал сообщение азбукой Морзе: «STENDEC». Диспетчер удивился, он не понял, что это значит и попросил повторить сообщение. И снова пришло «STENDEC». После этого Star Dust исчез с радаров и нигде не приземлился. На следующий день многочисленные поисковые группы принялись искать обломки самолета, ориентируясь на последние данные о нем. Все-таки горы — это не океан, что-то должны было остаться. Но не нашли ничего: ни одного обломка, ни одной личной вещи. 50 лет искатели правды пытались понять, что же случилось тогда. И только полвека спустя альпинисты нашли часть пропеллера самолета на одной из горных вершин Анд. Он все-таки разбился. Однако что означало «STENDEC», так никто и не узнал.
Flying Tiger Line — авиакомпания, основанная в 1945 году бывшими военными пилотами. Среди их парка самолетов был Lockheed L-1049 Super Constellation, который идеально подходил для межконтинентальных рейсов. Весной 1962 года самолет совершал перелет с Марианских островов на Филиппинские. Борт вышел на связь два раза. Первый — через полчаса после вылета, попросив диспетчеров разрешение подняться до 18 тысяч футов. И второй раз через 1,5 часа, сообщив, что прибудет в точку назначения в течение часа. После этого самолет пропал. Его искали 1300 человек, 48 самолетов и 8 кораблей. Наконец нашлись свидетели, которые говорили, что видели яркую вспышку над океаном. Не исключено, что самолет взорвали террористы, однако это не было доказано.
Бермудский треугольник — зона в океане, где вез вести пропала тысяча человек, 75 самолетов и сотни кораблей за последние 100 лет. В XX веке сразу несколько самолетов пропали в этом месте в один день. В декабре 1945 года в Бермудском треугольнике пропали сразу пять торпедоносцев-бомбардировщиков. Последнее сообщение, которое они все отправили, касалось неполадок с приборами. Один из пилотов успел добавить: «Мы опускаемся в белые воды».
В 1948 года там же исчез пассажирский самолет Avro Tudor IV Star Tiger («Звездный тигр»), на борту которого находились 25 пассажиров и шесть членов экипажа. Еще через год пропал еще один Avro Tudor IV под названием Star Ariel («Звездный Ариэль»). Поисковые экспедиции не принесли успеха.
Ученые считают, что эта зона в океане имеет множество отмелей, которые затрудняют навигацию. Здесь часто возникают штормы и циклоны. Не так давно океанографы выяснили, что именно в этом треугольнике возникают 30-метровые волны, которые появляются внезапно и выглядят как несущаяся стена. Для кораблей и низко летящих самолетов они могут быть смертельно опасны.
Пожалуй, самое странное исчезновение случилось в 1978 году. 19-летний австралиец Фредерик Валентич вылетел на частном самолете из Мураббина и направился запланированным курсом к месту назначения. Местный житель сфотографировал его самолет. Однако через какое-то время Фредерик отправил авиадиспетчерам сообщение, в котором говорил, что над ним летит большое воздушное судно с четырьмя зажженными посадочными огнями. Однако диспетчеры не видели никакого судна на радарах, только Фредерика. А он в панике послал такое сообщение: «Мне кажется, он играет в какую-то игру [со мной], он пролетел надо мной два… три раза со скоростями, которые я не могу определить». Наконец, он послал такое сообщение: «Этот странный самолет снова завис надо мной. Он висит… и это не самолет». Затем последовали 17 секунд шума, который напоминал металлические скрежещущие звуки. Затем связь прервалась. Поиски остатков крушения ничего не дали. Нашлись свидетели, которые находились на побережье в тот день и и видели неопознанный объект или непонятные оптические явления в небе. Однако следствие не могло опираться на эти сообщения. В итоге так и не ясно, куда исчез юноша и его самолет.
Рейс 370 Malaysia Airlines пропал в 2014 году. 227 пассажиров и 12 членов экипажа до сих пор не найдены. Пилоты самолета были опытными профессионалам и имели безупречную репутацию, множество раз летали именно по этому маршруту Куала-Лумпур — Пекин. Ошибки пилотов быть не могло. Расследование показало, что после последнего выхода на связь с диспетчером на «Боинге» отключились устройства-транспондеры, передающие наземным службами информацию о местоположении и скорости судна. Транспондеры сами не отключаются. Их может выключить только человек в кабине пилотов. Либо они могут отключиться в результате серьезной поломки, но поломки не было, ведь самолет продолжал лететь, просто «молчал». 17 минут длилось «молчание», а затем самолет стал менять курс. Еще 6 часов он находился в воздухе, его движение отслеживали спутники. После этого самолет исчез. И только спустя 1,5 года обломок крыла «Боинга» обнаружили на острове Реюньон (на 4 тысячи километров западнее предполагаемого места крушения). До сих пор следователи по этому делу не дали ответ: состояние самолета было идеальным, профессионализм пилотов был на высоте. Осталась только одна версия — о захвате самолета, но ни одна террористическая организация не взяла на себя вину за произошедшее.
(По материалам сайта Дзен-канал «Слово и дело»)