Картина русского художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи» является главным и самым известным полотном в «послужном списке» мастера. Работа насыщена эмоциями, написана согласно канонам романтизма и поражает драматизмом. Но у нее есть и несколько секретов, о которых знают только эксперты.
(Кстати, у нас теперь есть Телеграм-канал — там еще больше интересного, подключайтесь!)
Полотно отражает события 79 года нашей эры, произошедшие на юге Апеннинского полуострова, где произошло извержение вулкана Везувия. Но пострадали не только Помпеи, а еще два города – Геркуланум и Стабия. Правда, именно Помпеи ассоциируются с извержением, в том числе во многом благодаря легендарной картине.
Например, если всмотреться в персонажей полотна, можно увидеть интересную деталь, на которую точно обратит внимание знающий искусствовед. Речь о женских персонажах. У нескольких дам на полотне одинаковые лица. Но почему так произошло?
Оказывается, всех женщин на «Последнем дне Помпеи» Брюллов писал с одной натурщицы – графини Юлии Самойловой. Говорят, что у художника была связь с известной аристократкой, поэтому неудивительно, что он захотел запечатлеть именно ее лицо. Например, легко заметна внешняя одинаковость у девушки с кувшином на голове, лежащей на земле женщины, у матери, которая обнимает детей, и у дамы с мужем и детьми.
Брюллов нарисовал на полотне и себя. В его времена существовала мода на автопортреты, пришедшая из Италии. Персонажа с ящиком, полным кистями, найти довольно легко.
Искусствоведы также отмечают глубокий религиозный смысл работы. Так, Брюллов нарисовал на картине двух жрецов – христианского и языческого. Первого легко узнать по распятию на груди – священник простирает руки к матери с двумя детьми. А античный жрец в ужасе бежит от надвигающейся опасности.
Отыскивать все эти детали будет очень интересно. Но нужно будет отправиться в Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге.
(По материалам сайта Дзен-канал «Русская семерка»)