Рождение мертвого ребенка – трагедия сама по себе и для матери, и для отца, и для всей семьи. Но в прежние времена, если крестьянка рожала малыша, который не дышал, ее ждало суровое наказание. Такая женщина не выполняла главного своего предназначения – дать семье жизнеспособное и сильно потомство. Плюс считалось, что грехи матерей переходят на их детей.
(Кстати, у нас теперь есть Телеграм-канал — там еще больше интересного, подключайтесь!)
Согласно текстам сборника «Народы и культуры Сибири: изучение, музеефикация, преподавание» (Издательство ОмГУ, 2005 год), в народе поговаривали, «если ребенок родился мертвый – грех на родителях». Поэтому за такой «проступок» на мать налагали епитимью.
В книге «Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья: обряды, обычаи и конфликты» автор Константин Логинов подтверждает такую традицию. Иногда наказание ждало и отца младенца, но только если он бил жену, когда она была на сносях.
Подтверждение подобной традиции есть и сейчас в официальных церковных документах. В 2005 году в Санкт-Петербурге по благословению Архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия вышел сборник «Псалтирь, чтомая по усопшим. Каноны и молитвы». В нем говорится, что матери, родившей мертвого малыша, надлежит задуматься над тем, «не была ли она как-нибудь прямо или косвенно причиною мертворождения».
То есть решившейся на новую попытку забеременеть будущей матери стоит покопаться в прошлом, отыскать возможные грехи, за которые ее может наказывать Бог. После этого надлежит исповедоваться и попытаться загладить проступок добрыми делами.
(По материалам дзен-канала «Кириллица»).